В конце 2015 года Нацрада по вопросам Реформ предложила официально утвердить государственную Стратегию по развитию агросектора, ранее подготовленную Минагрополитики. Уже в феврале 2016 соответствующие инициативы получили правительственную поддержку со стороны экс премьера Арсения Яценюка, который планировал продолжить земельную реформу.
Проанализировав разработанную Стратегию можно констатировать, что это действительно грамотно проработанный документ, в котором описаны реальные цели, а также методы их реализации, графики реализации и поэтапного выполнения.
В документе даже предусмотрено формирование полноценного и открытого рынка сельхоз земель уже с 2017 года. Вот только о качественной рыночной либерализации говорить не приходится. Справедливости ради отметим, что в течение 15 лет каждое правительство в тот или иной способ планировало создание полноценного земельного рынка в перспективе, но вот до реальных дел руки так и не дошли.
Нынешнее правительство надеется не только привлечь новых инвесторов, но и угодить представителям бизнеса. Открытие земельного рынка предполагается реализовывать в 2 подхода:
- с 2017 года предоставить право на куплю/продажу земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности государства;
- с 2019 года разрешить сделки с земельными участками, находящимися в собственности частных предпринимателей, владельцев.
Отметим, что соответствующие инициативы уже получили правительственную поддержку в виде соответствующей законодательной базы. В такой способ планируется создать полноценный земельный рынок, благодаря чему собственники смогут полноценно распоряжаться имуществом, что поспособствует привлечению новых инвесторов и последующему развитию бизнеса.
Анализ земельного рынка Украины в фактах:
- до января 2017 года по всей территории Украины действует мораторий на любые сделки, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения;
- в собственности государства находится около 10 млн га земельных участков;
- реформы и соответствующая Программа получили поддержку со стороны Международного валютного фонда, благодаря чему в Украину ожидается привлечение не только дополнительных финансов, но и новых технологий.
Необходимо отметить, что экспертное мнение по этому поводу разделилось: одни ожидают, что отмена моратория станет первопричиной молниеносного обезземеливания украинцев, другие полагают, что новый мораторий сформирует еще один виток для создания теневого земельного рынка.
Проанализировав сложившуюся ситуацию с точки зрения обычного собственника земли, приходится констатировать, что государство в течение 15 лет лишает порядка 7 миллионов наших соотечественников законного права распоряжаться своей же землей, полученной по итогам приватизации 90-х годов. Эти наделы нельзя не только продать, но и получить под них кредит, оставить в подарок потомкам. А ведь речь идёт о самой бедной прослойке украинских граждан. Снятие моратория позволит каждому из них завладеть небольшим активом в несколько десятков тысяч долларов.
В итоге, под диктовку аграрного лобби государство позволило лишь сдавать заветные гектары в аренду агрохолдингам. За последние 15 лет умерло порядка 1 млн собственников этих паев, которые так и не дождались законных прав по реализации собственности.
На рынке сложилась весьма необычная ситуация: Министерство агрополитики изначально создавалось для того, чтобы защищать законные права отечественных аграриев, вот только у них интересы идут вразрез с интересами 7 млн земельных собственников по всей Украине. В контексте этого у МинАПК имеет место быть конфликт интересов, и сам субъект не может говорить о какой-либо объективности, следовательно, и возлагать на орган ответственность за реформу не стоит.
Ситуация так и остается в подвешенном состоянии…