После глубокого падения в 1 кв. 2020, начиная со 2 кв. 2020 до конца года, несмотря на ухудшение эпидемической ситуации и введение карантина во многих странах, продолжалось восстановление мировой экономики.
Улучшение показателей в первую очередь произошло в промышленности, в то время как восстановление сферы услуг, учитывая ее большую чувствительность к карантину, оставалось слабым. В ноябре и декабре темпы роста мировой промышленности были самыми высокими за последние десять лет, а уровень делового оптимизма достиг шестилетнего максимума.
Восстановление глобальной экономики привело к росту мировых цен на товарных рынках. Индекс изменения мировых цен на товары украинского экспорта рос до конца 2020 г. и значительно превысил ожидания. По оценкам НБУ, после коррекции в 1 полугодии 2021, несмотря на значительный спрос, наращивание предложения сдерживать дальнейший рост цен.
Рост цен на сталь произошол благодаря восстановлению спроса со стороны ЕС, США, Китая, Индии и Турции. Высокий спрос на сталь на фоне ограниченного предложения привел к стремительному росту цен на железную руду. При этом стоимость на здания из легких металлоконструкций росла меньшими темпами, поскольку производители металлических конструкций смогли сбалансировать цену за счет своей прибыли.
Спрос на сталь в дальнейшем будут поддерживаться восстановлением мировой экономики, однако постепенное наращивание производства приведет к стабилизации цен около текущих высоких уровней. Цены на железную руду будут снижаться вследствие увеличения объемов добычи в Австралии и Бразилии.
С мая, после смягчения карантина, началось восстановление экономики Украины: падение ВВП заметно замедлилось (по оценкам НБУ, к -3,5% г / г в 3 кв. И до 1,5% г / г в 4 апреля).
В общем быстрее, чем ожидались, темпы роста были обусловлены потреблением.
Рост частного потребления поддерживался последующим повышением зарплат, программами социальной поддержки населения и бизнеса, а также изменением потребительского поведения (переориентация потребителей на внутреннем рынке).
Благодаря сокращению импорта большими темпами, чем экспорта, вклад чистого экспорта был положительным, зато инвестиционный спрос оставался низким.
В 2020 расходы бюджета на дорожное строительство стали приоритетными и стремительно выросли (в 2020 они были почти вдвое выше, чем в 2019 году.).
Увеличение расходов бюджета на инфраструктурные проекты сказалось на росте строительства, а именно на объемах строительства инженерных сооружений (транспортная инфраструктура: железной дороги, дороги, взлетно-посадочные полосы, мосты, эстакады, трубопроводы и коммуникации, дамбы).
По расчетам НБУ, влияние увеличения в 2020 государственных расходов на дорожную инфраструктуру в ВВП (с учетом косвенных эффектов воздействия на другие виды деятельности) оценен в 1,4-1,5 в. п. Анализ тендерной документации свидетельствует, что для большей части дорог было предусмотрено текущий мелкий и средний ремонт.